Кто здесь власть? Твоя жизнь. Твои законы.
Участники Виктория Ломаско,художник-график Даниил Герман (Гранин),член Общественной палаты РФ Алексей Панин,актёр Андрей Бильжо,художник и ресторатор
 

Комикс в России: миссия невыполнима?

Фрагмент комикса "Не один". Рисовал: Николай П., сочинил: Вячеслав Ф. Фото с сайта http://www.kommissia.ru

На Винзаводе в Москве проходит десятая ежегодная выставка рисованных историй «КомМиссия». Здесь можно ознакомиться с классикой и современными рисованными историями, научиться создавать истории на семинарах и мастер-классах. А ещё в ходе фестиваля откроют кафедру комиксов и манга при факультете дизайна Московской финансово-промышленной академии. Теперь в России можно будет получить официальный диплом комиксиста. Но вот будет ли он востребован? Пока что у комикса в России нелёгкая судьба.

Дальнее зарубежье на выставке представлено достаточно известными художниками такими, как работающие вместе Франсуа Скойтон и Бенуа Петерс. А среди тех, кто предложил на бесплатный проводящийся перед выставкой конкурс-отбор свои варианты того, как должен выглядеть русскоязычный комикс, преобладают жители России и стран бывшего СССР.

Рынок комиксов в России практически не развит, и появления большого количества тонких журналов про супергероев, для продажи которых в США существует разветвлённая сеть специализированных магазинов, в самое ближайшее время ожидать не приходится. Для того чтобы тонкие журналы продавались, они должны быть относительно дешёвыми. Издателю, чтобы окупить затраты на художников и сценаристов, необходимо, чтобы они продавались в большом количестве. Ни компании Marvel, ни сети специализированных магазинов в России нет. Да и насчёт того, будут ли такие комиксы пользоваться популярностью среди наших сограждан, могут возникать споры.

Не так всё плохо у представителей двух других типов комиксов: более дорогих рисованных историй, часто издающихся в твёрдом переплете и претендующих на звание высокого искусства, и стрипов – коротких историй, которые могут печатать на одной из полос различные газеты и журналы. Первые достаточно дороги, чтобы и при относительно небольших продажах окупить затраты издателя, авторов вторых, как правило, содержат печатающие их журналы. «КомМиссия» – именитая выставка, и в художественном плане вряд ли уступит лучшим мировым образцам. Комиксы, имеющие связь с реальным миром, – вторичное проявление жанра. Они развиты у нас несколько хуже. Практически не развит в России такой жанр, как репортажный комикс, когда художник рисунками представляет то или иное (чаще такое страшное, как война) событие.

Не слишком часто российские художники,  как Маржан Сатрапи, получившая популярность за комикс «Персеполис», описывающий её жизнь во время иранской революции,  обращаются для получения вдохновения к собственным биографиям. Редким исключением можно назвать Николая Маслова, рассказывающего о своей жизни в Новосибирске в комиксе «Siberia», который, впрочем, так и не был издан в России (зато  во Франции, где была опубликована его работа,  очень интересна жизнь сибирского парня). Можно только надеятся, что  следующим шагом будет синтез биографического и супергеройского комикса, если кому-то придёт в голову зарисовать жизнь челябинского Мстителя или ульяновского Чернобыля.

Если социальная реклама развита в России неплохо, то социальный комикс демонстрирует менее впечатляющие успехи. IPad модернизации за лучший комикс о «Сколково»  получил Алексей Паршин. Бабушек и дедушек пытаются при помощи рисунков обучить компьютерной грамотности, но комиксов о вреде наркотиков на каждой второй упаковке детских товаров, как в США, мы не видим.

Не так популярны и короткие комиксы на злободневные темы. До недавнего времени только два крупных издания – «Русский репортёр» и «Деловой Петербург» – имели постоянную полосу для комиксов, основанных на реальных событиях. Впрочем, в этой области перед художниками открываются широкие перспективы: стоит убедить главного редактора в том, что ты сможешь ежедневно, еженедельно или ежемесячно рисовать короткие истории на злобу дня, которые будут интересны читателям – и проблема с изданием твоего творчества будет решена. А именно сложности с тем, чтобы опубликовать комикс и при этом не потерять деньги, и являются главным препятствием для развития этого жанра в России.

Поэтому получается парадокс – некоторые наши художники, рисующие комиксы, больше известны на Западе, чем у себя в стране. Например, книга рисованных историй на тему советской молодости принесла всемирный успех российскому автору Николаю Маслову. Во Франции в настоящий момент вышло две его книги, которые продаются в США, Великобритании, Германии, Бельгии, Швейцарии. А в России не издаются и не продаются. Нам не нужны и не интересны рисованные герои?

Поделиться
2 Мне нравится

Комментарии

Андрей Бильжо написал 3 май 2011 г., 15:43 #
художник и ресторатор

К комиксам я имею немного поверхностное отношение. Дело в том, что я рисую карикатуры. Это, конечно, не совсем комиксы, комиксы – это застывшее кино, если выразиться примитивным языком. Мне кажется, комиксы могут быть и развлекательными, и серьёзными – какими угодно. Ровно так же, как и кино.

Главное, на мой взгляд, чтобы они были талантливыми. Как мне кажется, самое важное в комиксе - индивидуальность художника. Потому что существует масса комиксов, при взгляде на которые складывается ощущение, что это рисовал один и тот же художник. Когда мы смотрим фильмы Феллини и Тарковского, то мы отличаем работу одного режиссёра от другого. Так же и в картинах: произведения Рафаэля мы отличим от картин Леонардо да Винчи. С комиксами, как и в искусстве вообще, должно быть ровно то же самое.

Индивидуальность художника должна быть видна. В европейской культуре комиксы занимают довольно значимое место, в нашей культуре же они продвигаются слишком слабо.

О причинах можно долго говорить, но в целом - это и неприятие народом такого жанра, и отсутствие талантливых художников. Грубо говоря, процентов 90-95 из числа художников подражают западным мастерам. При этом они хотят быть тут же признанными на Западе, однако индивидуальности, за которую их труд можно было бы высоко оценить, к сожалению, нет

Из Руси Великой написал 3 май 2011 г., 16:01 #

За Америкой вперед!

Алексей Панин написал 3 май 2011 г., 16:05 #
актёр

Честно говоря, я никогда не задумывался о своём отношении к комиксам. Мне сложно рассуждать на эту тему, поскольку я ими никак не интересуюсь. И поэтому то, насколько развит комикс в России, для меня полная загадка. Возможно, тому, кто хочет разобраться в этом, стоит посетить эту выставку. Пожалуй, единственный комикс, о котором я могу что-то сказать, - это фильм «Жмурки». Ведь это тоже комикс, художественный комикс. К нему я хорошо отношусь, потому что, на мой взгляд, он очень правильно и грамотно сделан

Даниил Герман (Гранин) написал 3 май 2011 г., 16:06 #
член Общественной палаты РФ

Если мы говорим о социальных комиксах, значит, они подразумевают какую-то борьбу, пропаганду и, возможно, протест. А самый лучший способ борьбы – это высмеивание. К примеру, если комикс иллюстрирует такую злободневную тему, как наркомания, то зритель, в первую очередь, должен видеть в этом насмешку.

Насмешку над теми, кто думает, что наркотические вещества помогают справиться с трудностями и уносят в сказочный мир красок. Человек очень не хочет быть осмеянным, поэтому такой способ воздействия на зрителя может быть вполне действенным, особенно если комикс нарисован талантливым художником

Семен Семеныч написал 3 май 2011 г., 16:15 #

Нормальное направление, русские комиксы с Мурзилкой - целое являение, так что американцы не открывают тут "америки". Вот только комиксы - это довольно четко ориентированный продукт.  

Виктория Ломаско написала 3 май 2011 г., 16:21 #
художник-график

Среди нехудожественных комиксов, которые я условно называю «документальными», существует достаточно большой разброс жанров. Это и такие виды комиксов, как репортажные, когда автор в рисунках изображает то или иное событие. В этом плане, кстати, весьма интересны могут быть зарисовки из зала суда, так как на суде запрещено фотографировать и проводить видеосъёмку.

Ещё один жанр, который, скорее, тяготеет к большому формату, - исторические комиксы. В этом случае придуманный сценарий разворачивается на фоне реальных исторических событий. Особый жанр составляют биографические и автобиографические комиксы, когда автор за основу сюжета берёт свою жизнь или жизнь кого-нибудь из его знакомых или известных личностей. Ещё один жанр комиксов, имеющих основой реальную жизнь, - рисунки на злобу дня. Они могут издаваться и в большом формате, но чаще это, конечно, небольшие стрипы, которые печатаются в газетах или журналах на специально выделенной для этого полосе

Александр Елисеев написал 3 май 2011 г., 17:45 #

Зачем нам обязатеьно надо насаждать у себя разные элементы чужой культуры? Ну, не развивается комикс, значит, не прижился.

Марина Иляхина написала 3 май 2011 г., 18:15 #

Согласна, комикс все-таки чуждый нашей культуре феномен.

Глеб Псов написал 3 май 2011 г., 21:58 #

Почему бы и не насаждать, имеете что-то против культуры?

Алексей Ярцев написал 14 октябрь 2012 г., 21:56 #

Комиксы прекрасно чувствуют себя в России.

Есть и хорошие русские художники и главное писатели сценаристы.

почитайте комикс Белая Лебедь

http://fantasy-story.ru/market/belaya-lebed

там сюжет Достоевский

Новый комментарий
Логин и пароль
ВКонтакте
Facebook
Twitter
LiveJournal
OpenID
OpenID это безопасный, быстрый и простой способ авторизации. Если вы пользуетесь одним из следующих сервисов: Mail.ru, Gmail, Рамблер, Яндекс, Livejournal и другими, то OpenID у вас уже есть. Достаточно указать свой логин (к примеру, name@mail.ru)
Войти под профилем Facebook
Войти под профилем Вконтакте
Войти под профилем Twitter

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.